В.Зубович "IPOS.BY главный проект, который мы развиваем"

11.10.2017

В 2017 г. ООО «Информационные порталы и сервисы» (IPOS.BY) отмечает свой первый юбилей – пять лет с момента основания. Для ИТ-рынка, где все процессы происходят очень быстро, это уже солидный возраст. IPOS.BY - одна из немногих ИТ-компаний, которая работает преимущественно на внутреннем рынке, оказывает услуги по разработке программного обеспечения для белорусских заказчиков. О возможностях компании и проблемах внутреннего ИТ-рынка рассказывает Валентин ЗУБОВИЧ. Журнал "Дело", №9 (260) 2017

- Валентин Антонович, сегодня, как известно, ИТ-компании - резиденты ПВТ на 95% предоставляют услуги на экспорт. Почему IPOS.BY работает преимущественно для белорусских Заказчиков?

 - При всем нашем желании работать только с белорусскими Заказчиками, мы не можем себе это позволить. В портфеле наших заказов 30% приходится на экспорт. Мы работаем на экспорт по двум причинам: во-первых отсутствие экспортных заказов дало бы повод нашим конкурентам упрекнуть нас в несоответствии наших услуг современным требованиям; во-вторых, к сожалению, по ряду причин внутренний рынок ИТ-услуг уже много лет находится в стагнации и не развивается. Для того, чтобы обеспечить необходимые темпы развития компании, мы и работаем на экспорт. Но убеждены в том, что стратегически мы нужны именно на внутреннем рынке. И наши услуги по разработке программных продуктов для отечественных Заказчиков принесут экономике наиболее ощутимый эффект.

 

- Эксперты любят подчеркивать, что ИТ-компании трудно работать и развиваться на внутреннем рынке из-за малой емкости, низкой платежеспособности белорусских предприятий. Какие другие проблемы вы отметили бы?

- Основные проблемы на внутреннем рынке вызваны, прежде всего, «поведением» самих ИТ-компаний. В любой стране сегодня основным заказчиком ИТ является государство. Как известно, закупка ИТ-услуг государственными Заказчиками проводится через конкурс. В условиях отсутствия в РБ антидемпинговых мер на рынок существенное влияние оказывает поведение некоторых компаний на конкурсах. Мы сталкиваемся с тем, что ИТ-компании не всегда подходят к оценке стоимости ответственно. Они подают ценовые предложения на конкурс, не имея должной квалификации, порой даже не читая все ТЗ и не делая оценку стоимости. Цены выставляют практически наугад.

Мы не считаем, что проблема в платежеспособности. Мы и сами могли бы привлечь необходимые средства на создание продукта. Главное, чтобы у заказчика было понимание того, что он хочет от решения и как будет его использовать. Если продукт востребован – мы готовы его производить и обслуживать. Но здесь у нас также в законодательстве имеется пробел. Правила проведения конкурсов на такой вариант закупки не ориентированы.

Существует проблема также и в том, что при выходе на тендер ТЗ не готовятся надлежащим образом. Бывает, что разбежка в ценах предложения составляет 20 раз! Это означает, что в ТЗ нет четких параметров, которые определяют реальные требования к проекту. В результате, выбирая самое дешевое предложение, заказчик получает решение, которое не отвечает критериям надежности, производительности, качества. Те, кто предлагает самые низкие цены – как правило, команды с невысокой квалификацией, которые только входят на рынок. Работа с ними чаще всего заканчивается тем, что заказчик вкладывает средства, но не получает результат. И вынужден начинать сначала, потеряв 3-4 года. При этом с плохим ТЗ невозможно предъявить претензию по исполнению. Поэтому мы рекомендуем на ранних стадиях проекта значительное внимание уделить разработке требований к информационной системе.

 

- Валентин Антонович, чем на Ваш взгляд белорусский заказчик отличается от иностранного?

-  У нас есть опыт работы с заказчиками из России и Казахстана. И если несколько лет назад я бы не смог назвать отличия, то сейчас отмечаю, что заказчики из России и Казахстана более четко могут сформулировать свои требования. С точки зрения жизненного цикла разработки ПО нашего заказчика отличает то, что все работы заказываются по фиксированной цене. В то время как Заказчики из дальнего зарубежья работают по модели найма выделенной команды на некоторое время. Такой способ более выгодный для ИТ-компаний, т.к. за отработанное время Заказчик заплатит, независимо от результата. В случае с фикс-прайс заказчик не заплатит деньги до тех пор, пока не примет ПО, соответствующее требованиям.

 

- Какой из проектов компании самый важный?

- На протяжении 5 лет мы уже реализовали более 50 проектов. Я бы не стал выделять какой-либо из проектов, т.к. все, что мы делаем - важно. Для нас более существенно, что у нас уже есть Заказчики и проекты, с которыми мы постоянно работаем на протяжении более пяти лет и продолжаем работать. Но нашим основным проектом является создание и развитие успешной ИТ-компании. IPOS.BY– это и есть наш главный проект, который мы развиваем!

 

- Есть ли у IPOS.BY стратегия развития?

- Основная наша задача - и впредь поддерживать высокий уровень доверия наших Заказчиков. Мы работаем так, чтобы все 100% наших проектов были успешными. Выбрав определенные направления, на которых специализируемся, мы в них совершенствуемся и стремимся быть лучшими. Для того, чтобы и далее сохранять такой уровень качества, наша стратегия не предусматривает бурного роста портфеля заказов. В 2016 г., сохранив всех наших постоянных Заказчиков, мы выиграли конкурс на выполнение работ по модернизации портала Верховного суда. И уже сдали в опытную эксплуатацию первый этап. Мы рассчитываем, что уже в ближайшее время наша разработка позволит обратиться в судебные инстанции через сеть Интернет, в том числе - направить документы в суд в форме электронного документа.

В технологическом плане мы опираемся на платформу ASP.NET+ Microsoft – это наш основной рабочий инструмент. Он постоянно развивается, отвечая требованиям времени, и оптимально подходит для решения задач наших Заказчиков. Наша стратегия также предусматривает развитие системы менеджмента качества, которая уже аттестована на соответствие стандарту ISO9001. Продолжаем совершенствовать защищенность создаваемых систем. ООО «Информационные порталы и сервисы» является лицензиатом ОАЦ при Президенте РБ. Третье направление, в котором мы развиваемся технологически - это обеспечение производительности систем с большим количеством пользователей. Стоит задача сократить вычислительные мощности, увеличить количество обслуживаемых клиентов на одних и тех же компьютерных мощностях.

Есть направления создания прикладных систем, на которых специализируется наша компания: электронная отчетность и анализ данных, управление персоналом, управление дилерской сетью, управление учебным процессом. Прежде всего, мы ожидаем увеличение спроса на создание аналитических систем, поскольку без применения ИТ провести оптимизацию госаппарата невозможно. Многие предприятия пока еще даже не перешли к сбору отчетности в электронном виде, не умеют извлекать из потока информации необходимые показатели для принятия решений – а без этого невозможно говорить об эффективности. Т.е. мы планируем развивать те прикладные направления, в которых у нас уже есть опыт работы.

 

- Эксперты рынка отмечают тренды на веб-интеграцию и мобильные приложения. Вы это учитываете?

- Разумеется. Раньше говорили, что если у организации нет сайта, то и организации нет. Теперь - если организация не интегрирована с Интернет, если ее бизнес-процессы взаимодействия с клиентами, пользователи, персоналом в Сеть не перенесены – то она не сможет существовать, ее опередят конкуренты. Что касается мобильных приложений, то здесь идут бурные процессы. Начали использоваться интернет-боты, приложения для мессенджеров, пока – только для рекламы и удержания клиентов. Многие наши заказчики уже готовы к созданию собственных корпоративных мобильных приложений. Для наших заказчиков актуальна задача интеграции с платежными системами. Мы и ориентируемся на их потребности и успешно решаем такие задачи.

 

- В стране создана индустрия разработки ПО. Многие компании работают на экспорт, но в основном по аутсорсингу. Сейчас выбран курс на создание законченных программных продуктов. Каким может быть ваше участие в этом процессе?

- Мы с самого начала создавали готовые решения. Нашими системами сегодня пользуется свыше 200 тыс. человек. Число пользователей только одной разработки для крупного государственного заказчика составляет около 140 тыс. Сейчас продуктовые компании от коробочных решений (лицензий на право использования ПО) активно переходят к предоставлению облачных услуг. Мы также поддерживаем этот тренд. Но изначально ООО «Информационные порталы и сервисы» - это услуги по разработке программного обеспечения по требованиям заказчика. И мы сохраним нашу специализацию, поддерживая высокий уровень качества, продолжим создавать готовые программные решения по заказу белорусских компаний.

 

- Работая непосредственно с государственными организациями, вы могли бы инициировать создание востребованных продуктов в Беларуси на основе государственно частного партнерства, не так ли?

- Да, действительно, мы могли бы предложить несколько таких проектов. На наш взгляд, на основе государственно-частного партнерства может быть реализован проект «Электронная трудовая книжка», который принесет белорусской экономике немалую пользу. Есть понимание, как такой проект может работать и будет окупаться, мы готовы разработать необходимое программное обеспечение, привлечь для разработки необходимое финансирование. Есть и другие идеи. Компания IPOS.BY является членом Ассоциации «Инфопарк», которая много сделала, и продолжает делать, для становления индустрии и создания условий для развития государственно-частного партнерства. Консолидированный ИТ-бизнес в нынешних экономических условиях может многое изменить в экономическом ландшафте страны. И наша компания готова внести свой вклад в эти позитивные изменения.

Беседовал Игорь Клоков